10 Ноябрь 2025
Статья Журнал "Представительная Власть" А.Г.Седова

Седов Анатолий Григорьевич. ВОПРОСЫ ПОСТОРОННЕГО (размышления по случаю государственного праздника День строителя) Седов Анатолий Григорьевич - Член Президиума Правления Российского общества инженеров строительства, Государственный советник Российской Федерации 1 класса, Заслуженный экономист Российской Федерации, Почётный строитель России; E-mail: sedov-aprf@yandex.ru (Москва, Россия). Аннотация. В статье анализируется крайне неэффективная, по мнению автора, стратегия жилищного строительства в Российской Федерации на протяжении последних лет. Отмечается отсутствие внимания к внедрению передовых технологий и инноваций, а также снижение качества жилищного строительства. В ироничной форме с использованием разговорной лексики автор обращает внимание на искусственно создаваемое в обществе ложное представление о «рекордных» темпах решения жилищной проблемы в нашей стране. Такой жанр изложения предполагает, что выводы из содержания рукописи читатель должен сделать самостоятельно. Ключевые слова: строительная отрасль, строительный комплекс, жилищное строительство, Стратегия развития строительной отрасли, национальный проект «Инфраструктура для жизни», качество строительства, индивидуальное жилищное строительство, показатели ввода жилья. Ссылка при цитировании. Седов А.Г. Вопросы постороннего (размышления по случаю государственного праздника День строителя) // Представительная власть – XXI век. 2025. – 2025. - № . С. Ежегодно, в конце июля, я с удовольствием вспоминаю, что приближается День Строителя, который по заведённому ещё при Н.С. Хрущеве порядку, отмечается в нашей стране с 1956 года во второе воскресенье августа. В этот день, а точнее всю предшествующую неделю, в трудовых коллективах строителей по всей стране проводятся праздничные мероприятия, на которых подводятся итоги созидательной работы за прошедший год и чествование лучших работников, а также встречи с ветеранами. Учитывая высокую социальную значимость профессии строителя и результатов их труда, имеющие поистине общегосударственное значение, органы федеральной, региональной власти и местного самоуправления в эти дни также дают свою оценку работы как коллективов, так и отдельных наиболее отличившихся работников. Государственные и ведомственные награды, грамоты и дипломы, почётные звания и благодарности, полученные в эти дни, остаются в памяти удостоенных ими на всю сознательную жизнь. Телевидение, радио, печатные и электронные средства массовой информации в эти дни ретранслируют на гражданское общество (электорат) массу позитивных новостей, не забывая давать объективную оценку ещё имеющим место недостаткам, важнейшими среди которых являются несоблюдение сроков строительства и требований к качеству строительства. Это позволяло с одной стороны создавать объективный образ строителей в сознании населения, а с другой стороны формировать запросы общества по развитию строительной отрасли, устранению недостатков и совершенствованию методов управления отраслью. Так было на протяжении многих лет, что не позволяло руководителям строительного комплекса почивать «на лаврах». Однако, начиная с 2020 года, когда в Правительстве Российской Федерации была обновлена команда руководителей строительной отрасли, произошла удивительная метаморфоза. Хотя, по моему мнению, никаких значительных изменений ни в управлении отраслью, ни в её технологическом оснащении за это время не произошло, хорошим тоном на государственном уровне власти стало педалирование небывалых со времён Советского Союза темпов развития строительной отрасли, что было с энтузиазмом поддержано национальными объединениями саморегулируемых организаций строительной сферы и растиражировано средствами массовой информации. Интересно, что основным информационным поводом этого процесса, по моему мнению, стал, начиная с 2021 года, совершенно естественный рост объёмов жилищного строительства, без учёта факторов экономической эффективности, основными из которых являются внедрение инноваций и повышение производительности труда. Тем не менее рост показателей по вводу в эксплуатацию жилых домов, объявляемых рекордными, стал навязчивой идеей для профильного министерства и соответствующих структур региональных органов власти. Именно такие мысли приходили мне в голову в июле 2024 года, когда от Правления Российского общества инженеров строительства я получил поручение подготовить сообщение о положении дел в строительном комплексе страны накануне Дня строителя, который отмечался 10 августа, и выступить перед активом общества. Новым тандемом руководителей строительного комплекса страны (заместителем Председателя Правительства и профильным министром) была инициирована разработка Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 года, которая осенью 2022 года была одобрена Госсоветом и Президентом и 31 октября 2022 года утверждена Правительством России. Будет не лишним отметить, что поручение о разработке такого крайне необходимого нормативного документа о развитии строительного комплекса было дано профильному министерству председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым ещё в 2014 году, причём, вероятно из «прихоти», он обозначил его содержание, как Стратегию инновационного развития строительной отрасли. Позволю себе повториться, Д.А. Медведев чётко понимал, что развитие строительной отрасли до уровня Китая, США и недружественных нам стран Западной Европы возможно только на пути инновационного развития. Однако руководители профильного министерства сначала протянули время (почти 8 лет), а затем удалив одно слово подготовили документ, в котором ожидаемый обществом инновационный подход к развитию отрасли был заменён на инерционный. В обстановке упоения рекордными темпами жилищного строительства на такую «мелочь» в коридорах власти никто не обратил внимания. Постоянно подчеркивается растущая роль строительной отрасли в социально-экономическом развитии страны и роста её вклада в ВВП страны, а фраза о том, что «строительство является локомотивом экономики» стала расхожей. Именно такие мысли приходили мне в голову анализируя высказывания в рассматриваемый период времени руководителей органов власти. Позволю привести фразу из отчета Председателя Правительства Российской Федерации перед Госдумой 23 марта 2024 года: «Наша строительная отрасль показывает отличные результаты, у нас рост за год около 8%. Это один из драйверов развития страны. А за четыре года – более чем на четверть – 27%». И это при том, что Росстат констатирует уменьшение доли строительной отрасли в общем объеме произведенного в России ВВП, которая за 2023 год составила всего 5%, хотя в 2019 году этот показатель составлял 5,6%, а в 2010 году он был равен 6,5%. Эти цифры (в отчёте правительства и у статведомства), как то, не увязываются друг с другом. Продолжу далее цитирование выступления Председателя Правительства: «Мы активно вводим новое жильё. В прошлом году возвели свыше 110 млн кв. м. Это рекордный показатель за всю историю Российской Федерации как по многоквартирным, так и по индивидуальным домам. И свои условия проживания улучшили почти 4,5 млн. российских семей». Ура! Меня переполняет гордость за тех, кто это сделал – т.е. за строителей, труд которых позволил по итогам работы строителей в 2023 году 4,5 млн. семей справить новоселье. Но здесь снова «облом» - по данным Росстата рекордный объем ввода жилья сложился из 1449,4 тыс. новых квартир в многоэтажных домах и 431,5 тыс. индивидуальных жилых домов. Суммируя эти цифры получаем, что введенная в 2023 году жилая площадь позволяет улучшить свои жилищные условия только 1880,9 млн. семей, если не производить коммунальное заселение. Но времена Булгакова прошли и такого быть не должно. В Писании есть упоминание о том, что Господь накормил пятью хлебами пять тысяч человек, но Председатель Правительства не Иисус Христос. Эксперты Правительства Российской Федерации, которые готовили отчет М.В. Мишустина, на мой взгляд, оставили также без исследования ещё две немаловажные характеристики рекордных объёмов построенного в 2023 году жилья. Первое. Рост объемов жилищного строительства произошел в основном на территориях, где есть платежеспособный спрос и развитые мощности строительных организаций. Этот мой тезис подтверждают следующие данные: в 2023 году в пяти регионах России, а именно в Московской области, Москве, Краснодарском крае, Ленинградской области и Санкт-Петербурге суммарно введено жилой площади в объеме 33,33% (т.е. 1/3) от всего объема ввода по стране. И ещё немного статистики: в 28 субъектах РФ, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа и составляющих 77,6% территории России введено суммарно в действие только 21,7% от всего объема ввода по стране. Это штрих к декларируемому тезису о приоритете развития Сибири и Дальнего Востока. И вторая характеристика. Рекордный показатель 2023 года по вводу жилой площади по стране в объеме 110, 4 млн. кв. м сложился на 53,15% (58,7 млн. кв. м) из индивидуальных жилых домов, построенных населением в основном самостоятельно для личного проживания (ИЖС). Такие объемы ввода ИЖС – у каждого, кто следит за работой строительного комплекса, вызывают сложное чувство: откуда вдруг взялся «случайно этот рояль в кустах». В 2020 году объём ввода ИЖС составлял 38,5 млн. кв. м, а в 2023 году, через три года, уже 58,7 млн. кв. м. Прирост за три года составил более 20 млн. кв. м с ростом в 1,5 раза. И главное, как вовремя: Президент поставил задачу по наращиванию объемов строительства жилья, а тут появился неконтролируемый источник увеличения статистических показателей работы строительного комплекса. Ни надо изыскателей, проектировщиков и подрядчиков, входящих в саморегулируемые организации, не надо думать о приобретении качественных строительных материалов, оснащении техникой, использовании передовых технологий. Никто не контролирует обеспечение этого «с позволения сказать жилья» инженерной инфраструктурой: подъездными дорогами, надёжными системами электро- и водообеспечения, канализации и водоотведения. Я уж не говорю о крайне популярной во властных кругах теории комплексной застройки территорий. Не создается ли новая жилая застройка на территориях потенциально готовых к подтоплениям и затоплениям? И на закуску такой вопрос: а какое отношение строительство населением самостоятельно индивидуального жилья имеет к работе строительного комплекса и правомерно ли в статистике относить его к деятельности строительной отрасли? Большой вопросительный знак. Всё выше высказанное позволило мне сформировать «крамольное» мнение о том, что строительство в период до 2030 года в рамках реализации установленных Президентом Российской Федерации национальных целей 1 млрд. кв. м нового жилья по принятому руководителями строительного комплекса страны принципу «там где можем, а не там где нужно» и случайному распределению объёмов между многоквартирной и индивидуальной застройкой, жилищную проблему в России не решит, а только обескровит экономику. Следовательно, панегирики в честь строителей и успехов строительной деятельности несколько преувеличены. Как такое могло произойти? Попробуем разобраться. В качестве результатов осуществления мероприятий вышеупомянутой Стратегии были закреплены следующие показатели: обеспечение ежегодного улучшения жилищных условий не менее 5 млн. семей; достижение объема ввода жилья в размере не менее 120 млн. кв. метров ежегодно; обновление более чем на 20 процентов жилищного фонда к 2030 году; обеспечение населения жильем на уровне не менее 33,3 кв. метра на 1 человека к 2030 году, т.е. всё как в Указах Президента Российской Федерации.. Однако при беглом взгляде на прогнозируемые показатели объемов ежегодного ввода жилья и количества семей, которым будет предоставлено это жильё, а они находятся в прямой арифметической связи, становится ясно, что средняя площадь квартиры или дома для такой семьи будет равна всего 24 кв. м, что конечно ни для какой семьи не подходит и стратегической целью быть не может. И что же: Стратегия была утверждена, а дальше как будет, так и будет. Никто её читать не станет, что показывает опыт ежегодных отчетов Правительства и профильного Министра перед Федеральным Собранием. Однако, с моей точки зрения, это оказалось делом далеко не безобидным. Девелоперы при необходимости умеют читать документы и считать в пределах программы начальной школы. По данным моего коллеги – известного архитектора и градостроителя А.С. Кривова: построенные в последние годы квартиры минимизируются по всем габаритным параметрам, не выходя иногда просто на двузначную цифру. По его данным, доля студий и малых однокомнатных квартир во многих мегаполисах начинает превышать половину ввода, а это блокирует демографический рост населения. И что интересно, именно с 2021 года отменена статистическая отчетность о количестве комнат в построенных квартирах. Случайность? Не думаю, что это произошло без согласия руководителей строительного комплекса. Анализ вышеприведённых данных дал мне повод подготовить доклад о моём видении проблем строительного комплекса, с которым я выступил 31 июля 2024 года, в преддверие Дня строителя, на заседании круглого стола в Российском обществе инженеров строительства. Состоялся профессиональный разговор, в ходе которого члены общества и приглашённые эксперты в основном согласились с моей оценкой состояния дел в отрасли и предложениями по совершенствованию инвестиционно-строительной деятельности в стране. Наиболее революционным было предложение об установлении государственного контроля за эффективностью расходования гигантских в масштабе страны объёмов материальных ресурсов, направляемых на жилищное строительство, с учётом того, что значительная их часть является не восполняемыми. Это потребует осуществления жесткого государственного регулирования этого процесса и проведения ряда непопулярных мер: резкое ограничение нового жилищного строительства в столице, городах миллионниках, административных центрах регионов, крупных промышленных центрах и освоение 800 городов с населением менее 50 тысяч человек, в большинстве из которых строительства нового жилья не ведется с советских времен. И где именно есть «жилищная проблема». Готова ли власть к принятию такого непростого решения, но крайне необходимого для решения жилищной проблемы, ликвидации аварийного фонда и обновления ветхого жилищного фонда? Вопрос. Учитывая одобрение моими коллегами по Российскому обществу инженеров строительства основных положений представленного доклада и необходимость донести их до профессионального строительного сообщества, а возможно и до руководства строительной отраслью, искреннюю озабоченность недостатками в работе строительного комплекса России, мною было принято решение передать тезисы моего выступления для размещения в печатном органе НОПРИЗ – Вестник Национального объединения изыскателей и проектировщиков (опубликован в № 3(18) 2024 г., стр. 31-37). За два дня до Праздника, уже после моего выступления перед коллегами, строители страны получили «подарок» от Государственной Думы. 8 августа 2025 года был опубликован Федеральный закон N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Название этого федерального закона, как и содержание одного из пунктов, дословно изложенное канцелярским языком в виде: «внести изменения в статью 7: в части 5 слова "пять лет" заменить словами "три года", ни о чем не говорит непосвящённому в бюрократические тонкости законопроектной деятельности депутатов. Однако, по моему мнению, это «бомба», подложенная под авторитет строительного комплекса страны и соответственно его руководителей, Председателем Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству господином С.А. Пахомовым, инициирующим подготовку данного законопроекта. В переводе с бюрократического языка на русский, содержание вносимых изменений означает, что с 5 до 3 лет сокращается срок гарантийных обязательств застройщика для объекта долевого строительства (многоэтажных жилых домов). Что это как не официальное подтверждение «немощи» строительного комплекса, отсутствия квалифицированных кадров и невозможности осуществлять строительство жилья с качеством, предусмотренным действующими нормативами. Этот закон прямым текстом даёт сигнал застройщикам и подрядчикам – не зацикливайтесь на качестве, страна ждёт количественных рекордов, а «пипл всё схавает». Для тех, у кого, как у меня, трудности с английским поясняю, что английское слово «people» переводится на русский как слово «народ». Честнее было бы назвать этот закон «О временном снижении требований к качеству строительства жилья». Вызывает недоумение тот факт, что ни в гражданском обществе, ни в профессиональной среде, ни средствах массовой информации я не нашёл каких-либо протестных комментариев. С моей точки зрения, принятое решение прямо затрагивает интересы огромного количества людей, вкладывающих свои, не малые, заработанные деньги в долевое строительство, а возмущения нет. А почему молчат национальные объединения строительной сферы, Российский союз строителей, многочисленные общественные профессиональные организации строителей и архитекторов? Они что согласились с тем, что строителей официально «опустили», признав неспособными строить качественное жилье? Почему молчат правозащитники, разнообразные общества защиты прав потребителей, Роспотребнадзор и прочие надзоры? Интересна и позиция Минюста России о возможном наличии коррупционных факторов при подготовке законопроекта и заинтересантов его принятия? Вопросы, вопросы … Неудивительно, что начинаешь считать себя посторонним. В заключении этой темы, возьму на себя смелость порекомендовать кандидату исторических наук, каковым является Председатель Комитета Госдумы, познакомиться с историей развития крупнопанельного домостроения в г. Москве и одним из её активных участников Алексеем Михеевичем Суровцевым. Позволю себе привести два абзаца из Википедии. С 1966 года по 1983 год он работал бригадиром комплексной бригады монтажного управления № 5 домостроительного комбината № 1 Главмосстроя. Бригада Суровцева построила огромное количество крупнопанельных жилых домов во всех районах Москвы. В 1977 году ему была присуждена Государственная премия СССР за «существенное повышение эффективности и качества строительных работ на основе комплексной механизации, эффективного использования техники и передового опыта»[3]. А в 1979 году за «выдающиеся производственные успехи, достигнутые в крупнопанельном домостроении, и высокое качество возводимых жилых домов в городе Москве» Анатолий Михеевич Суровцев был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. Выделенные мною слова, о качестве строительства жилья, это не пустые слова, так как его бригада выступила с почином о сдаче в эксплуатацию построенных ими домов только с оценкой «отлично» с первого предъявления и своим примером в течении длительного времени доказывала, что это возможно. Это уже сведения не из Википедии, а из его воспоминаний и личного общения с Анатолием Михеевичем, который принимал активное участие в работе Российского общества инженеров строительства. В связи с этим возникает вопрос: почему пятьдесят лет назад это было возможно, а сегодня при наличии саморегулирования, цифровизации, системы проведения независимой оценки квалификации (НОК) через созданные по всей стране десятки центров оценки квалификации (ЦОК) и другие новации в управлении строительной отраслью, нормативное качество создаваемого жилья недостижимо современными строителями, что прямо вытекает из смысла упоминаемого мною закона? В День строителя, который отмечался в 2024 году 11 августа, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин, как мне представляется, от всей души поздравили с праздником граждан России, строителей и ветеранов отрасли, что конечно свидетельствует об их искреннем уважении к благородному труду представителей этой профессии. Приведу два абзаца из этих поздравлений. В.В. Путин: «Отрасль является одним из основных драйверов отечественной экономики и, динамично развивается. Продолжается цифровая трансформация сферы, внедряются передовые инженерные технологии и инструменты, инновационные материалы. Это позволяет совершенствовать производственный процесс, в короткие сроки наращивать объёмы вводимого жилья, дорог, социальных и инфраструктурных объектов. Особое внимание уделяется подготовке квалифицированных специалистов, укреплению научного и кадрового потенциала». М.В. Мишустин: «Отрадно, что вы достойно продолжаете эти замечательные традиции созидания. И сегодня, несмотря на сложившуюся непростую ситуацию, строительная отрасль демонстрирует свою эффективность, во многом определяет устойчивость и стабильность рынка труда. По праву считается одним из локомотивов национальной экономики. Благодаря широкому внедрению передовых технологий и инженерных разработок, грамотным управленческим решениям - растут объёмы жилищного строительства, успешно воплощаются в жизнь масштабные инфраструктурные проекты в различных регионах страны». Множество красивых фраз и слов: «драйвер» и «локомотив», которыми строительная отрасль на самом деле не является, это затасканный журналистский штамп, как и «динамично развивается», что не подтверждается показателями эффективности работы в 2023 и первом полугодии 2024 года. «Внедряются передовые инженерные технологии и инструменты, инновационные материалы» - где они на рядовых стройках? «Строительная отрасль демонстрирует свою эффективность» – более чем сомнительно, «Особое внимание уделяется подготовке квалифицированных специалистов» - где результаты? Вполне понятна дань уважения к ветеранам и результатам их созидательного труда, но непонятно зачем в приветствиях таких всенародно уважаемых руководителей страны такое количество слов не совсем заслуженного восхваления сегодняшнего поколения российских строителей, не подтверждающегося приведенным выше анализом состояния отрасли. Складывается впечатление, что Президент, Председатель Правительства, палаты Федерального Собрания не в полной мере информированы своим окружением и руководством экономического и строительного блоков Правительства о реальном положении дел в инвестиционно-строительном комплексе страны, что наглядно демонстрируют принимаемые «на ура!» парадные отчёты на встречах с Президентом, заседаниях в Правительстве и Госсовете, отчётах в Госдуме, в том числе при рассмотрении кандидатур для назначения на должности членов Правительства. Представляется, что в сложившихся условиях, при обращении к современным строителям более уместными в приветствиях были бы напутствия о системном внедрении инноваций и повышении за счёт этого производительности труда, снижения трудоёмкости, себестоимости, стоимости жилья, сокращения сроков строительства и повышения качества строительства. И такой, может быть риторический вопрос: насколько уместно и этично 8 августа унизить строителей (опубликовав ФЗ-266), а 11 августа, через два дня, направить им хвалебное поздравление? Прошел год, в 2025 году День строителя страна отметила 10 августа. Чем был он наполнен и что изменилось? Утром в новостном блоке радиостанции «Спутник» услышал сообщение о том, что Председатель Правительства Российской Федерации поздравил с Праздником российских строителей. Выдержка из поздравления: «Сегодня строительный комплекс России, несмотря на внешние ограничения, демонстрирует впечатляющие результаты, эффективно решает поставленные Президентом задачи. Реализуются масштабные инфраструктурные проекты, внедряются технологии информационного моделирования, автоматизированные системы управления, активно применяются инновационные материалы. Ведётся работа по подготовке и повышению квалификации специалистов». В этот же день вечером в программе государственного телеканала «Россия-1» в программе «Вести» известный российский телеведущий и депутат Государственной Думы Е.Г. Попов озвучил Приветствие Президента Российской Федерации работникам и ветеранам строительной отрасли в связи с празднованием Дня строителя, что не может не радовать. Позволю привести небольшую выдержку из этого приветствия: «Отрадно, что нынешнее поколение российских строителей вносит весомый вклад в решение ключевых общенациональных задач, прежде всего по обеспечению граждан доступным жильём и обустройству территорий, в полной мере использует уникальный опыт, накопленный предшественниками, разрабатывает и внедряет в практику современные, безопасные материалы и технологии. Несмотря на сложную ситуацию, строительная отрасль уверенно демонстрирует свою эффективность, работает действительно ударно, выходит на новые рекордные показатели и по праву считается одним из локомотивов национальной экономики». Затем телеведущий напомнил аудитории канала о том, что с 1 января 2025 года в России начата реализация нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», важнейшими показателями которой являются обеспечение ежегодного улучшения жилищных условий не менее 5 млн. семей и достижение для этого объема ввода жилья в размере не менее 120 млн. кв. метров ежегодно. Появившийся на экране телевизоров Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллин, куратор строительного направления, в мажорном стиле поздравил строителей, а многочисленной аудитории канала сообщил, что строительный комплекс страны вносит значительный вклад в ВВП страны, который, по его оценке, скоро достигнет 13%. Он считает это хорошим показателем, хотя и ориентируется в качестве примера на эффективность работы строителей Китая, у которых он составляет 24%. Суммируя вышесказанное и анализируя, прихожу к такому ощущению, что за прошедший год ничего в публичной сфере освещения состояния дел в строительном комплексе страны не изменилось. Те же фразы и слова, как и в прошлогодних поздравлениях: «вносит весомый вклад», «демонстрирует впечатляющие результаты», «эффективно решает», строительная отрасль уверенно демонстрирует свою эффективность, работает действительно ударно, выходит на новые рекордные показатели и по праву считается одним из локомотивов национальной экономики». При этом яркие эпитеты, по моему мнению, не в полной мере соответствуют действительности. «Рекордные» показатели 2023 года по вводу жилья, несмотря на «ударный» труд, оказались не по силам в 2024 году, хотя «палочка-выручалочка (ИЖС)» и дала прирост на 3,6 млн. кв. м, а доля жилья, построенного населением в общем объеме сданного в эксплуатацию, выросла с 51,7% до 57,8%. В первом полугодии 2025 года продолжилось падение показателей ввода жилья, а доля ИЖС достигла неприличного, с моей точки зрения, значения в размере 71.5 %. В половине регионов страны уменьшается запуск новых проектов многоэтажных жилых домов, продажи новостроек с января по июль 2025 года упали на 23%. Продолжается снижение средней площади квартир в многоэтажном строительстве, которая по данным средств массовой информации в 2024 году составила около 45 кв. м, а по моим расчётам ещё меньше, что «демонстрирует впечатляющие результаты» и «эффективность». Продолжается концентрация финансовых и материальных ресурсов, направляемых на жилищное строительство, в ограниченном числе регионов. Также как и в предыдущем году, в 2024 году треть введённого жилья расположена всего в пяти регионах: в Московской области, Краснодарском крае, Москве, Ленинградской и Тюменской областях. Что касается высказывания М.Ш. Хуснулина о перспективах роста вклада российских строителей в ВВП страны, то рассматриваю его как оговорку, так как этот показатель в 2023 и 2024 годах был в районе 5% и нет никаких объективных предпосылок для его роста в 2025 году. И совершенно непонятно: почему при подготовке нового национального проекта «Инфраструктура для жизни» не внесены коррективы в соотношение показателя по вводу в эксплуатацию жилых домов и жёстко связанного с ним законами арифметики показателя количества семей, которым планируется в связи с этим улучшить жилищные условия? Об этой коллизии, имевшей место в предыдущем национальном проекте «Жильё и городская среда», я писал выше. У руководителей строительного комплекса были повод и прекрасная возможность исправить эту нестыковку в показателях нового национального проекта, допущенную в далёком 2018 году и кочевавшую из одного документа в последующий. Но они ими не воспользовались. Почему? Ещё вопрос. Заканчивая изложение вопросов, связанных с жилищным строительством, не могу отделаться от мысли, что принимаемые государством меры по решению «жилищной проблемы», в том числе реализация нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», не имеют стратегического ориентира и не совсем понятны для общества. Я уже высказывал ранее своё «крамольное» мнение о том, что строительство в период до 2030 года в рамках нацпроекта 1 млрд. кв. м нового жилья жилищную проблему в России не решит, а только обескровит экономику. Почему я так думаю? Потому, что принятые документы (Указ о национальных целях, Стратегия развития строительной отрасли, новый национальный проект) не содержат интересующей общество информации о том будет ли в результате обеспечены конституционное право граждан на постоянное жилище, ликвидация аварийного фонда и приостановлено старение жилищного фонда? Обществу непонятно, какая из этих целей будет решена к 2030 году полностью или в какой части? Вопрос не праздный, так как в российском информационном пространстве и профессиональной среде имеет место мнение о том, что осуществление государством жилищной политики без учёта этих трёх целей напоминает гайдаровское «рынок сам всё расставит» и приведёт вместо обновления жилищного фонда страны к прогрессирующему росту аварийного и ветхого жилья. Кто ответит на этот вопрос?. И в завершение о законодательном обеспечении инвестиционно-строительной деятельности. По моему мнению, законотворческая деятельность по данному направлению бессистемна, осуществляется импульсивно, часто без необходимости и логичной аргументации, почти всегда без учёта мнения профессионалов и всегда без согласования с общественными профессиональными организациями строительной сферы. И это иногда очень больно ударяет по отрасли. Так федеральный закон ФЗ-372 от 3 июля 2016 года с традиционным названием «О внесении изменений в Градостроительный кодекс ….» фактически поставил крест на саморегулировании в строительстве, лишив саморегулируемые организации права выдавать допуски на выполнение работ по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Именно в праве профессионального сообщества самостоятельно определять, кто имеет необходимые компетенции для грамотного и качественного выполнения определённых видов работ и, следовательно, может получить допуск для их выполнения в публичном пространстве, а кто нет, отцы основатели саморегулирования в строительстве видели основной смысл отказа от системы лицензирования. Но кому-то это не понравилось. Интересно кому? О принятом в 2024 году федеральном законе, снижающем требования к качеству жилищного строительства, я уже упоминал выше. Имеются и другие примеры. Представляется, что постоянное изменение законодательства не способствует стабильности осуществления строительной деятельности. О том какие это приняло размеры говорит нижеследующее. В основную конституцию строителей, каковым является Градостроительный кодекс, по моим подсчётам за 20 лет внесено 183 изменения, в том числе в 2024 году (все во втором полугодии) – 9 раз и 2025 году – 1 раз (ко Дню Строителя). Под изменениями я имею ввиду, что было принято 183 новых федеральных законов, в каждом из которых может содержаться множество новаций. Интересно, что в Конституцию Российской Федерации за 32 года её существования изменения вносились только 3 раза, а в конституцию США (недружественной страны) за 238 лет изменения всего 28 раз. Есть о чём задуматься. Вот такие мысли пришли ко мне в День строителя. Я поставил много вопросов и очень хотел бы получить на них ответы. А многомиллионной армии работников российского строительного комплекса я искренне желаю успехов, и реальных, а не приукрашенных на потребу «власти». SEDOV A.G. OUTSIDER'S QUESTIONS (reflections on the occasion of the state holiday Builder's Day) Sedov Anatoly Grigorievich - Member of the Presidium of the Board of the Russian Society of Civil Engineers, State Councilor of the Russian Federation 1st Class, Honored Economist of the Russian Federation, Honorary Builder of Russia; E-mail: sedov-aprf@yandex.ru (Moscow, Russia). Abstract. The article analyzes an extremely inefficient, in the author's opinion, housing construction strategy in the Russian Federation over the past years. There is a lack of attention to the introduction of advanced technologies and innovations, as well as a decrease in the quality of housing construction. Using ironic language and colloquialisms, the author draws attention to the false perception artificially created in society about the "record-breaking" pace at which the housing problem is being resolved in our country. This style of writing requires the reader to draw their own conclusions from the manuscript's contents. Key words: construction industry, construction complex, housing construction, Development strategy of the construction industry, national project "Infrastructure for Life", construction quality, individual housing construction, housing commissioning indicators. Тел. для связи +7 962 9045098

